Правила благочестивого поведения в храме

Храм — подобие Неба на земле, где таин­ственно и непостижимо пребывает Сам Влады­ка Неба и земли, Господь Иисус Христос. В храме верующий принимает участие в собор­ной молитве. Усердная молитва верующих, собравшихся вместе, скорее доходит до Бога, может творить чудеса.

По дороге в храм повторяй молитву сми­ренного мытаря: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13), молитву Иисусову: Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, или пятидесятый псалом: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…

Входи в храм со смирением и кротостью, ища мира, успокоения и очищения души тво­ей, ибо Господь говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упо­кою вы» (Мф. 11, 28).

Входя в храм, сотвори три поясных покло­на с крестным знамением, произнося мысленно:

Боже, милостив буди мне грешному. Создавый мя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя.

Христианин всегда должен носить на себе нательный крест. Без креста православный христианин не может совершать церковные обряды, приступать к Таинствам.

В храм надо приходить в скромной, несоб­лазнительной одежде. Женщины и девицы должны быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 5). Недопустимо причащаться Святых Тайн и прикладываться к святыням с накрашенными губами. Не подобает христианке носить муж­скую одежду (брюки).

В храм приходи до начала богослужения: подай поминание о здравии живых и упокое­нии усопших, поставь свечи, приложись к ико­нам. Прежде чем приложиться к иконе, приня­то положить пред нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования — третий поклон.

Встань на свободное место и слушай псал­мы и молитвы, читаемые и поемые в церкви, по возможности внимательно, умом и сердцем участвуя в богослужении.

Твори крестное знамение с благоговением и не спеша. «Крест не просто пальцами долж­но изображать, но должны ему предшествовать сердечное расположение и полная вера» (свт. Иоанн Златоуст).

Когда проходишь мимо Царских врат, приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.

Нельзя во время службы ходить по храму, ставить свечи, прикладываться к иконам, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, Шестопсалмия, пения Херувимс­кой песни, Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и прилагать особое усердие к молитве. В это время не сле­дует входить в храм, а дожидаться окончания сугубых молитв в притворе.

За детьми в храме надо следить, чтобы они вели себя скромно и не шумели.

В православном храме во время богослу­жения принято стоять. В случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах» (свт. Филарет Московский). Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно, по возможности, стоять. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

В храме никого не осуждай. Замечание можно сделать только тому, кто явно наруша­ет благочестие, мешая общей молитве.

По возможности не покидай храм до окон­чания богослужения.

Православным христианам не свойственно стоять на коленях, подняв голову (обычай ста­новиться на колени по собственному произво­лению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от еретиков и православному благо­честию не свойственен). Православные верую­щие, согласно церковному уставу, в положен­ное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги. При возгласе «Паки и паки, преклонше колена…» и других, призывающих к коленопреклоненной молитве, православные преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитвы.

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом, или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и три­кирием), или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову. В первом случае мы поклоняемся Свя­тыне (кресту, Евангелию, иконе, Чаше со Свя­тыми Тайнами) или при произнесении пас­хального приветствия, а во втором — благого­вейно отвечаем на действие священнослужите­ля, освящающее нас силою благодати Божией. Лишь в Святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Хри­стос Воскресе!» — все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!»

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, через которую преподается благословение, но не кре­стятся перед этим.

По окончании литургии подойди и прило­жись ко кресту, который дает верующим свя­щенник около алтаря.

Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.