О поминовении

Важную часть молитвенной жизни Церкви каждого христианина занимает поминовение своих ближних. Обычно православный христианин молится Господу о своих ближних во время утреннего и вечернего правила. Конечно же, общецерковная молитва, в которой участвует не только миряне, диакон и священник, но и все святые, и святые ангелы, и Пресвятая Богородица, – эта молитва имеет особую силу ходатайства перед всемогущим Богом, особою силу дерзновения перед Ним. Церковью совершается поминовение как ныне живущих, так и усопших ее чад, так как Церковь изначально верует в посмертную жизнь души и в возможность через молитву верующих и предстательтво святых изменить к лучшему условия загробной жизни усопших христиан.

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан совершается на Божественной Литургии – величайшем Таинстве Церкви (по-другому – Таинство Причастия, Евхаристии (греч. «благодарение»)). Это Таинство на ряду с основным своим смыслом – теснейшим единением верующих с Телом и Кровью Христовою – имеет значение бескровной жертвы Богу в память всех святых и за всех верующих: живых и усопших. В течении Божественной Литургии священнослужителями многократно воссылаются молитвы о спасении всех предстоящих в храме и поминаемых ими, об их освящении, просвещении, здравии и отгнании от них всякого зла, о прощении грехов о блаженном упокоении усопших и многие другие прошения. Во время чтения в храме 3-го и 6-го часов, на первой части Литургии – Проскомидии (греч. «принесение») – священник из просфор (греч. «приношение») вынимает частицы с молитвой о живых и усопших. Эти частицы полагаются на дискос рядом со святым Агнцем – специально приготовленным хлебом, который во время Литургии становится Телом Христовым. В конце Божественной Литургии (после причастия) эти частицы опускаются в святую Чашу и омываются Кровью Сына Божия. Это священнодействие сопровождается молитвой священника (приводится на русском): «Омой, Господи, Своей истинной Кровью грехи поминавшихся здесь по молитвам святых (верных) Твоих». Кроме этого, в середине Литургии происходит поминовение живых и усопших на специальных прошениях – на ектениях, – в которых участвует вся община: священник, диакон, хор и миряне.

Кроме Литургии поминовение совершается также на специальных богослужениях – молебнах и панихидах, где оно составляет основное содержание.

Молебен – это особое богослужение, совершающееся по просьбе прихожан, на котором вся община молится о духовном и телесном здравии православных христиан, об их спасении, богоугодном жительстве и о помощи в тяжких обстоятельствах. На молебнах возносятся молитвы как к Господу, Божией Матери, так и к святым угодникам Божиим. На молебне может быть совершено малое освящение воды.

Панихида – это специальное богослужение, совершающееся о упокоении душ усопших православных христиан, о прощении им всех прегрешений и даровании им участия в вечном блаженстве.

 

Как правильно написать записку.

 

В нашем храме записки пишутся на специальных бланках (одни – для поминания живых, другие – усопших) в столбик по одному имени на строчке. Имена поминаемых следует писать крупным разборчивым почерком в родительном падеже (т. е. должны отвечать на вопрос «кого?»). По традиции первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например: схиигумена Саввы, протоиерея (прот.) Бориса, монахини Рахили, а не батюшки Саввы, отца Бориса, матушки Рахили). Все имена должны быть полные и в церковном написании (например: Марии, а не Мани; Иоанна, а не Ивана, Вани; Фотинии, а не Светланы). На богослужении могут поминаться только православные христиане, поэтому не следует писать в записках имена некрещеных, или христиан других конфессий (католиков, армян, протестантских исповеданий). В записке упоминается только имена, данные в Крещении. Можно, хотя и не обязательно, указывать перед именем (а не после) следующие сведения о поминаемых: младенец, то есть дитя до 7 лет (мл.), отрок или отроковица – до 14 лет (отр.), воин (в.), болящий, болящая (бол.), заключенный (закл.), путешествующий (пут.); для усопших: новопреставленный – в течении 40 дней после смерти (новопрест.), приснопоминаемый – в годовщины смерти (присноп.), убиенный (уб.). Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства, а также следующие характеристики: «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего», – и подобные им.

 

Поминовение в нашем храме.

 

Записки «О упокоении» и «О здравии» на Литургию можно подать «заказные» или «простые». Имена, указанные в «заказных» записках, поминаются на Проскомидии священником (с выниманием из просфор частиц), а затем на ектениях (в середине Литургии), на молебне (о здравии) и на панихиде (о упокоении) священником и диаконом. «Простые» записки прочитываются алтарником столько же раз и в тех же местах богослужения. При заполнении записки на молебен в верхней части бланка, над именами следует написать «Молебен» и указать кому Вы хотите помолится вместе с общиной за своих близких (например: «Спасителю», «благодарственный Спасителю», «свт. Николаю», «мч. Иулии») или перед какой из икон Божией Матери (например: «иконе БМ «Скоропослушница»»). При подаче записки на панихиду в верхней части бланка пишется «Панихида». (При подаче записки на Литургию ничего в верхней части бланка писать не нужно). По установившейся практике в нашем храме в записках указываются не больше 10 имен,

Кроме этого можно заказать длительное поминовение о здравии или о упокоении: «сорокоуст» (т. е. поминовение на 40 дней), «на месяц», «на полгода» и «на год». (Для этого также используют бланки, с указанием в верхней части срока поминовения). В течение срока, который заказывают прихожане, указанные имена поминаются так же, как «заказные» записки.