Масленица

Масленица – для кого гулянье, а для кого подготовка к Великому посту.

Масленица, Широкая Масленица, Масленка, Маслоед, Блинница, Коляда масленая, Боярыня масленица и т.д. – все это названия столь близкой и знакомой всему народу недели перед Великим постом. Большинству людей при упоминании о Масленице представляются подрумяненые блины, катание с горок, уличные забавы, походы друг к другу в гости, символическое соломенное чучело, кулачные бои и, конечно, картина Сурикова «Взятие снежного городка». Некоторые даже знают старую народную формулу масленичной недели: «понедельник – встреча, вторник- заигрыши, среда – лакомка» и т.д. Шумные гулянья, насыщение желудков, по меткому выражению, «чтобы потом смотреть противно было весь пост», бесконечные гости, смотрины и буйное веселье – да, все это стало традицией. Именно так и справляла Масленицу большая часть русского народа и в VIII веке, и в XI, и в XIX, и в XX, и в настоящее столетие. Ничего не меняется. Казалось бы, монархия пала, многие люди отреклись от Бога и от Церкви, но в их сознании до сих пор живет традиция праздновать Масленицу. Но дело в том, что эта традиция никакого отношения к Церкви никогда не имела. Масленица народная и Масленица церковная, точнее Сырная седмица, две несколько разные, параллельные линии толкования одной и той же недели. Давайте сегодня поговорим немного об истории этого праздника и о том, каково значение этой недели для чад Православной Церкви.

Русь языческая

Издревле у славян существовал языческий праздник встречи весны, приходившийся на день весеннего равноденствия (20 марта). Празднования этого праздника начинались за неделю до 20 марта и продолжались еще неделю после. Этот праздник символизировал собой встречу весны, нового плодородного года. По традиции в эти дни устраивались массовые гулянья, сопровождающиеся различными ритуальными действиями. В связи с тем, что в язычестве очень распространен культ предков, необходимо было обязательно почтить и задобрить умерших, чтобы в новом году они никого не беспокоили. С этой целью пеклись блины, которые издревле считались поминальной пищей. Кроме того, блины олицетворяли собой Солнце, которое в язычестве также почиталось за божество. Съев такой блин, человек «получал» часть божественных сил. Примерно по той же причине в дни празднования было принято пускать по улицам «ученых медведей». Медведь в язычестве олицетворялся с одним из божеств. Считалось, что медведь мог передать свою силу в случае прикосновения к нему человека или если сам медведь обойдет вокруг человека несколько раз. Отсюда вытекали и всевозможные способы задабривания зверя-божества, как, например, угощение медведя пряниками и водкой. В список ритуальных действий обязательно входило сжигание соломенного чучела. Вот так и встречали весну издревле наши предки, которых не коснулось еще слово Христово.

Принятие христианства на Руси

С принятием христианства многое от языческого прошлого кануло в лету, но с некоторыми языческими традициями Православной Церкви предстояло бороться еще на протяжении многих веков. Среди таких обычаев был как раз праздник Весны, который ко всему прочему приходился еще и на Великий пост. Молодая Русская Церковь смогла побороть многие языческие традиции и суеверия, но этот праздник слишком уж сросся с самим русским народом. Поэтому с ним предстояло сражаться иными методами. Перед глазами русских иерархов были прекрасные примеры Ранней Христианской Церкви и ее борьбы с языческим прошлым, стоило только правильно выбрать. Одним из таких примеров было наделение прежних языческих праздников новым христианским смыслом.

Итак, языческий праздник Весны должен был наполниться новым церковным смыслом, то есть привести людей к общению именно с Богом. К несчастью этот процесс растянулся на много веков, а возможно, продолжается и в наши дни. В первую очередь было необходимо отодвинуть праздник от начала Великого поста. Так как пост всегда начинался в разное время, его также сделали переходящим. Тогда же было решено сократить его празднования до одной недели вместо традиционно двух. В итоге была выбрана последняя неделя перед Великим постом. Став одной из подготовительных недель перед постом, Сырной седмицей, древний языческий праздник проводов Зимы и встречи Весны превратился во всем знакомую Масленицу. Тогда же изменился и сам смысл празднования.

Масленица. Сырная седмица

Масленица, Сырная седмица, Неделя о Страшном Суде, Воспоминание об изгнании Адама из Рая и Прощеное воскресение – все это разные названия последней подготовительной недели перед Великим постом. Уже одно это наводит на мысль о ее значимости. Первое и второе названия указывают нам на определенный круг продуктов, разрешенных в пищу. Эта неделя как бы приготовляет нас к более строгому воздержанию в пище, постепенно, как малых детей, подводит к дверям Великого поста. Сама Церковь называет эту неделю «светлым предпутием воздержания» и «началом умиления и покаяния».

Последние три названия – Неделя о Страшном Суде, Воспоминание об изгнании Адама из Рая и Прощеное воскресение, – раскрывают глубинный смыл и значение Великого поста. Что же Церковь вспоминает в эти дни? Найдите время посетить богослужения этой недели, и вы услышите прекрасные, полные глубокого смысла церковные песнопения. В воскресенье за неделю до Великого поста, накануне Масленицы, звучат в храмах евангельские чтения, в которых верующие слышат грозные слова Господа Иисуса Христа о грядущем суде Божием над всем миром и каждым человеком. Церковь призывает помнить всех верующих, что Господь не только милосердный, но Он еще и праведный Судия, воздающий каждому по делам его.

Все церковные песнопения этой Недели внушают нам мысль о насущной необходимости покаяния и исправления, заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще на то время и возможность. Стихиры воскресного дня с одной стороны показывают ужасы Ада («Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный»), а с другой наставляют нас на путь спасения («Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странная введем, болящия и в темнице сущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: придите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира»).

Так открывает свои двери Сырная седмица, последняя неделя перед Великим постом. По словам свт. Тихона Задонского, эта седмица есть сразу «и преддверие, и начало поста, а потому истинным чадам Церкви следует поступать во всем гораздо воздержаннее». Богослужения этих дней наполнены чувством покаяния и устремления к Богу: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное».

В среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия, только часы, а накануне этих дней за вечерним богослужением впервые звучат слова покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для напутствия приготовляемых к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста. Аскетическим подвигам посвящена и суббота этой седмицы, когда вспоминаются преподобные святые отцы и жены в «постничестве просиявшие светло». Подобно тому, как вожди ободряют и воодушевляют ополчение ратными подвигами древних мужей, так и Церковь всех верующих наставляет примерами святых мужей, просиявших в посте, не только «отчуждением снедей, но и обузданием языка, сердца и очей».

Кончается же эта седмица, Масленица, Неделей сыропустной или Прощеным воскресением. В этот день Святая Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, которые являются источником многих грехов, отдаляющих нас от Бога. В воскресном Евангельском чтении (Мф. 6:14-21) можно услышать последнее наставление перед постом – пост начинается с прощения ближним их прегрешений, которое является первым условием примирения нашего с Богом. Отсюда и пошел обычай православных христиан испрашивать в этот день прощение друг у друга.

К несчастью, ни сейчас, ни много веков назад, когда, казалось бы, русский народ был более воцерковленным, Церковь не могла окончательно сломить языческих традиций. Патриарх Адриан, последний глава Русской Православной Церкви дореволюционного периода, безуспешно пытался бороться с языческими обрядами встречи весны.

Почти через полвека после его смерти свт. Тихон Задонский выражал сожаление о косности русского народа: «Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Как ни прискорбно, но и спустя триста лет, его слова звучат для нас живым и горячим укором. Сейчас в попытках «воцерковить» масленичные гуляния многие храмы утверждают прекрасные традиции: кормить блинами неимущих, собирать за праздничным столом вместе взрослых и детей, навещать болящих и приносить радость немощным, устраивать благотворительные ярмарки. Таким образом, Сырная седмица для многих наполняется делами любви и милосердия, о необходимости которых нам вновь напомнит воскресное Евангельское чтение в Неделю о Страшном суде, которое будет повторяться в песнопениях всей Сырной седмицы: «Предочистимся ныне, не брашны токмо, но и деяньми, и начнем вернии теплым помышлением: да Создателю светли явимся во веки».

В преддверии Масленицы, любимого русскими праздника, хотелось бы надеяться, что верующие проведут это время, помня одно из песнопений седмицы: «Постов входы и преддверия, вси да не оскверним зле невоздержанием и пиянством: но в чистоте помышлений усердно внидем».

Пискунова Анастасия Валерьевна
(историк, аспирантка ИФ МГУ)